|
Восточные (ближневосточные) танцы имеют много корней. Их истоки прослеживаются на фресках древних храмов Месопотамии (Западная Азия), на которых сохранились изображения танцующих людей. Похожие фрески, чей возраст датируется примерно 1000 лет до н.э., имеют и древние египетские храмы. Считается, что они описывают древний ритуальный танец, посвященный плодородию и рождению новой жизни. Жрицы, танцевавшие в храмах, через свой танец обращались к духу Великой Богини. Некоторые из движений их танца могли сохраниться и в современных восточных танцах (в частности, в танце живота). |
Среди древнегреческих рукописей можно встретить описание нильских танцовщиц, которые использовали в своем танце различные виды трясок и вибраций.
Кроме того, существовали различные классы или касты танцовщиц. Гавази и цыгане выступали на улицах, и как правило, не отличались образованностью. "Авалим" были танцовщицами совсем другого уровня. "Алме" называли танцовщицу, которая получила специальное танцевальное и музыкальное образование. Как правило, они умели играть на различных музыкальных инструментах, чаще всего это был "уд" (арабская лютня). Кроме того, они хорошо разбирались в поэзии и исполняли стихи и песни собственного сочинения. Удовольствие иметь у себя "алме" было не из дешевых. "Авалим" подчинялись так называемым "устиз", которые за плату предоставляли их услуги клиентам. Стили танца "гавази" и "авалим" имели большие отличия. Так как в основном традиционно танцевали женщины и для женщин, половое разделение и использование вуали в танце датируется доисламским периодом и восходит еще к временам Византии.
В настоящее время одним из наиболее популярных восточных танцев является танец живота.
Многие из известных танцовщиц повлияли на манеру исполнения танца живота, используя вуаль, меч или змей в качестве аксессуаров, однако, они не смогли оказать решающего воздействия на это древнее искусство. Танец живота формировался в течение многих веков, каждая из восточных стран и наций вносила в него что-то свое.
Большое влияние на танец живота оказали цыганские племена. "Навар", что на хинди означает цыгане, путешествовали по Индии, Ближнему Востоку и Европе, временно осев в Испании. Многие исследователи полагают, что навар являются предками гавази. От внимательного взгляда не может укрыться сходство между народными индийскими и ближневосточными танцами.
Ближневосточные танцы также являются прародителем современного фламенко. Андалузия впервые познакомилась с ними будучи в составе Османской империи. Многие базовые элементы фламенко и ближневосточных танцев совпадают. Стиль фламенко и танца "хула" (традиционный гавайский танец) ближе всех к ближневосточным танцам.
Основное же различие между этими танцами и восточными состоит в том, что во фламенко основной акцент идет на ноги и руки, а не на живот и бедра.